Качество веры как решающий аргумент в решении проблемы преодоления сознательного суицида.

Quality of belief as a solution of intellectual «religial decease»

Оглавление

Знакомство с проблемой.
Philosophy aspects of suicide.
Список работ, доступных on-line.
Интересные ссылки
Об авторе

Знакомство с проблемой.

Каждый человек хотя бы раз в жизни бывает искушаем свободой выбора смерти. Поиск «моральных каникул» имеет оборотную сторону - донжуановское пресыщение жизнью. Тело как «большой разум» приходится обманывать в его стремлении во что бы то ни стало жить и безжалостно расправляться с ним через обретение абсолютной свободы в смерти.

Этот страшный путь сознательного суицида очевиден и безжалостен в наготе своей экзистенциальности; он имеет множество реальных и литературных сюжетов своего воплощения от гетевского Вертера до лондоновского Мартина Идена, от самоубийц произведений Достоевского до судеб Есенина, Маяковского, Марины Цветаевой и Фадеева. Всякий пишущий о самоубийстве осознает свою личную причастность к борьбе двух «Я», вариативно выражающейся в столкновении реальности с идеалом, бессмысленности обьекта со смысловой структурой субъекта, соматической временности с когнитивной вечностью, волевой безудержности с ограничительной силой поступка. Всякий, заявляющий своеволие в сознательном суициде, хотя бы на «дне» своей спрятанной рассудочности осознает мелкость, наивность и театральность собственных притязаний на функции бога. Поздно раскаиваться, когда дело сделано, конечно, лучше проиграть суицидальный сюжет на словах, освободиться от «сна разума», породившего чудовищ, залив кровью лишь страницы романа или экран кинематографа, однако «спасшийся» благодаря своему Вертеру Гете или благодаря свои несчастным самоубийцам Достоевский являют собой слабый аргумент «за», когда существует загадка ухода из жизни Дж.Лондона, Вл.Маяковского и многих других.

Что-то постоянно не связывается, обрывается в наших попытках если не объяснить, то хотя бы рационально описать акт сознательного самонасилия. Даже гениальная полифония романов Достоевского, работа на грани между психиатрией и философией У.Джемса, В.Бехтерева, Р.Лэнга не дают исчерпывающих ответов на поставленный ребром вопрос: в чем основная причина преобладания сознательного суицида над аффектом (80% против 20%), почему неизменно вместе с ростом численности народонаселения планеты происходит рост сознательного суицида в среде наиболее перспективной в эволюционном отношении ?!

Интеллектуальная tedium vitae как и гамлетовский вопрос «быть или не быть» - отражение одного и того же трагического разлада между человеком и миром. Человек спасаем исключительно только ВЕРОЙ - основным ограничителем внутренней абсолютной свободы, однако спасение не тождественно сохранению челолвеческого в человеке, плата за спасение - это качество обретенной веры, ибо и «бесы веруют и трепещат», а клинок Гамлета, направленный «по назначению» лишь на недолгое время продлевает жизнь самому герою. Вопрос стоит определенно: как человеку устроиться на земле, чтобы жить долго и счастливо, ибо, как правило, большинство людей не исчерпывает ни своих телесных, ни, тем более, - душевных потенциалов. Современному человечеству также далеко до положения: старость склоняет к смерти и покою - как и в начале завершающегося в наши дни столетия, когда И.И.Мечников в «Этюдах оптимизма» провозглашал принцип «разумного эгоизма»: «человек помоги себе сам!» - и оценивал старость как необходимость полного исчерпания всех человеческих ресурсов и проистекающего из этого сознательного желания смерти.

Существует две кардинально противоположных позиции по проблеме качества веры, спасающей от суицида:

а)
спасение от самоубийства любой ценой, т.е. через обретение любой веры, придающей смысловую оцеленность индивидуальному существованию, будь эта вера в обретение научной истинности или вождя, в авторитет или хоть в самого «врага человеков»;
б)
спасение лежит на путях обретения «живой веры» в индивидуальное бессмертие человеческой души так, как это представлено в христианстве, отталкивающемся от самоценности индивидуальности и решающем проблемы прежде всего уникальности индивидуальности (вспомним мысли ап.Павла о воскрешении мертвых во плоти, т.е. в форме индивидуальности).

Я предпочитаю вторую позицию и пытаюсь в своих статьях и эссе пояснить, в чем философская суть и гуманистическая «соль» этого положения.


Philosophy aspects of suicide.

Everybody attempts to resolve the problem of «moral holiday» (Socrates, W.James point of view, etc.). Intellectual tedium vitae is a result of personal life hopelessness, unwillingness or inability to communicate. Hamlet’s question: to be or not to be – is equivalent of a problem of tragic estrangement between World and Man.

Faith only gets over this Conflict, but quality of a personal belief is new problem, which is appearing during the research.

There are two positions on this problem:

a) every belief saves Man of disappointment (for example, W.James position);
b) the faith in individual immortality only resolves the situation and as a result saves of suicide (Russian personalism in Philosophy, Dostoevsky’s attitude, etc.).

I prefer position «b». I had like to explain my point of view.

For example, suicide of 39 members of «Heaven’s Gate» sect (Santa-Fe, South California, March, 1997) - an evidens of a faith crisis, the result of substitution of «trust in God» for «we trust in cosmos evolution».

ХХ century is finishing, but personal problems are the same in the beginning of it.

American philosopher W.James in 1897 in his book «The Will to believe» concerned, there were two main life attitudes: «once born consciousness» (optimist) and «twice born consciousness» (pessimist). He emphasized it was normal to have «twice born consciousness». Only pessimist discovered intimate association with Universe and tragic estrangement between World and Man in the same time. Nature was indifferent to personal problems. Man attempted to find God in the World (in Universe), but he couldn’t to prove God’s existence. Angedonia – indifferent attitude to life was named by James «religious decease» of intellect. The next stage (after disappointment in life) was feeling of free choice of death (attempt of suicide). Salvation of angedonia and suicide was «religious return» and as a result of it – «twice born consciousness». W.James wrote, «...religion is not a secondary product a mode of feeling or action evoked by a secular view of the world, but has its own direct and independent evidence. There are religious data, or facts, and not merely religious ideas or sentiments.» (R.B.Perry. Vol. 2 - P. 326).

Russian religious philosophers connect intellectual suicide with disbelief and with turn of individual freedom. Suicides of Dostoevsky’s novels, for example, Stavrogin, Kirilov in «Бесы» («The Devils») or Kraft in «Подросток» («A Raw Youth») or Unknown in «Приговор» («The Verdict of Unknown», «Writer’s diary», 1876) - all of them are leaded into temptations of absolute free Will, and Nobody is saved by Anybody. Independently, on one’s own only every man can save own soul. Conversion to faith saves of suicide, but it doesn’t guarantee against «ill-conversion»: «All demons trust in God and tremble».

Quality of individual belief is the matter of life and death.


Список работ, доступных on-line.

11.06.00.
Язык символа в «пограничной ситуации». (Тезисы, опубликованы в сборнике материалов Международной конференции «Язык образования и образование языка» 11-13 июня 2000 г., Великий Новгород, Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, с.158-159.)
.doc (15 k)
21.04.00.
Судьба и свобода в сфере самонасилия (или искушение суицидом). (Доклад, в рамках симпозиума «Уникальные феномены и универсальные ценности культуры» для конференции «Взаимодействие культур: общечеловеческие ценности и цивилизационные императивы» 21 апреля 2000 г., Москва.)
.doc (26 k)
21.06.99.
Философский анализ суицида (Статья, полностью опубликована в сборнике «Идея смерти в российском менталитете». Издательство Русского Христианского гуманитарного института. СПб, 1999.)
.doc (67 k)
30.05.99.
Человек на путях судьбы, свободы и провидения (Статья, готовится к печати.)
.doc (15 k)
21.06.98.
Социально-философские и политико-правовые аспекты феномена суицида (Статья, опубликована «Вестник МГУ» Сер.12, №6, 1998.)
.doc (47 k)
01.06.98.
О жизни и смерти: Достоевский и Джемс - философские параллели (эссе) - готовится к печати.
.doc (31 k)
01.10.97.
Один на один со смертью. Социально-философские и политико-правовые аспекты феномена суицида (статья).
.doc (47 k)
01.03.97.
Философский анализ суицида под углом зрения взаимоотношения человека с искусственной средой. (Статья, опубликована «Вестник МГУ» Сер.12, №3, 1997.)
.doc (47 k)
01.02.96.
Выборочная статистика суицида в США в 1993 г. (перевод с английского).
.doc (13 k)
См. для сравнения: Суицид в фактах, USA, 1997(на английском)
См. для сравнения: Число самоубийств в России в 1992-1997 гг.(по данным Госкомстата РФ)
04.02.92.
Автореферат диссертации: Проблема человека в прагматизме У.Джемса.
.doc (55 k)
01.02.92.
Кандидатская диссертация: Проблема человека в прагматизме У.Джемса. (Постановка проблемы «второго рождения сознания» в психиатрии, философии и богословии; решение Джемсом проблемы интеллектуальной ангедонии).
.doc (301 k)

Другие работы.

[ Следующий документ | Предыдущий документ | На главную страницу ]


Last modified: 16.12.2001 © 1998-2001 Кавинова (Красненкова) И.П.
krasnen@orc.ru
Counter 14.07.98